04.04.2015

Возможно, будущее...

Новой школе – новый учитель: всё начинается с нас…
Из интервью
«Самый интересный человек, которого я не знаю…»

Только по-настоящему хороший учитель знает,
насколько плохо он работает.

Сидоров Юрий Владимирович,
Учитель Русского языка и Литературы

(Мысли времен работы в Ставрополе)
Самый интересный человек, которого я не знаю, – это я сама лет, скажем, через пять. Почему именно пять? Число выбрано скорее интуитивно, однако не случайно. Примерно столько же лет назад, поступив в университет, я никак не думала, что будущая профессия будет связана с образованием. Может показаться странным, но в представлении вчерашней школьницы, в жизни видевшей не так уж много типичных марьиванн, сложился устойчивый стереотип учителя, «трудяги-работника», который знает только свой предмет, живет исключительно работой, при этом все учащиеся для него несут отрицательные эмоции, за исключением его любимчиков. Его вид будто говорит: «как вы все мне надоели, вы не цените того, что я для вас делаю». Порой казалось, что каждый учитель считает своим долгом говорить на КАЖДОМ уроке КАЖДОМУ классу устойчивые фразы, вроде: «А голову ты дома не забыл?», «Звонок для учителя», «Выходи и проведи за меня урок, раз ты такой умный».

Стану ли я еще одной представительницей этого вымирающего вида, или мне суждено быть частичкой того мира, который постепенно обретает осязаемые черты новой российской школы? Приглашаю Вас заглянуть вместе со мной в не столь отдаленное будущее и задать несколько вопросов себе самой через пять лет.

– Скажите, …(как называть-то саму себя?) Алия Исмаиловна, удалось ли за эти годы продвинуться в создании того, что мы называем сейчас новой школой?

– Всё зависит от того, какое понимание вкладывать в это определение. Для меня новая школа – это, прежде всего, кардинальный поворот к иному качеству личности выпускника школы, что ведет к изменению самой направленности образовательного процесса. Пять лет назад мы уже начали работать по новым стандартам, реализующим идеи компетентностного и метапредметного подходов в обучении. Сейчас они стали основой российского образования. Но уже тогда, в 2013 году, работая над своим первым педагогическим проектом «Формирование информационно-коммуникационной компетенции учащихся на уроках информатики и ИКТ», помнится, я рассматривала понятие «компетентность» не как что-то отстраненное, а присущее конкретному человеку. Со временем проект трансформировался в серьезную долгосрочную методическую тему «Формирование собственного информационного пространства личности средствами ИКТ», над которой продолжаю работать и сейчас.

– Действительно, мне очень близко определение «компетентности» А.В.Хуторского как состоявшегося личностного качества. Мне вообще представляется, что главной идеей новых ФГОС является деятельностный характер образовательного процесса. Главная цель – развитие личности. По моему мнению, мы должны были прийти к такой концепции раньше.

– Наверное, за эти пять лет стандарты менялись неоднократно? Появилось ли что-то существенно отличающееся от сегодняшнего?

– Нет, ничего кардинального: время лихорадочных новаций ушло в прошлое. Тогда, к сожалению, было забыто, что школа ни в коем случае не должна постоянно догонять государство, отвечать на каждый новый вызов времени. Школа обязана сохранять здоровый консерватизм, не отказываясь от накопленного положительного опыта, способного работать здесь и сейчас.

– Мне очень повезло со школой: НОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов имени В.Д. Чурсина» одним из приоритетных направлений выбрала внедрение метапредметного подхода в обучении. Не стоит забывать и об отлаженной системе проектной деятельности. Я оказалась в нужном месте в нужное время. Большим подспорьем в практической реализации новых идей являются материалы Всероссийского и Краевого этапов конкурса «Учитель года России», представляющие практический продукт реализации данных технологий и блестящий фейерверк педагогических идей. Педагогические семинары, мастер-классы, ежегодно проводимые признанными мастерами своего дела на Ставрополье: А.А. Калкаевым, С.В. Степановым, победителями Краевого этапа и лауреатами Всероссийского конкурса – Л.П. Бутенко, Э.Э. Герман, Н.М.Малаховой, Ю.В. Сидоровым, И.А. Фоменко – заставили во многом пересмотреть сами принципы построения современного урока. Главной составляющей современного урока в моем понимании должен быть аксиологический компонент в широком смысле, т.е. знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте): формирование ценностного отношения к знанию (знание, образование как ценность личности).

– В этих мыслях и заложена твоя философия, от которой и стоит отталкиваться!

– Новые педагогические технологии, методики, мир интернета, инновационные подходы, вероятно, существенно изменят лицо школы?

– Я отвечу тебе словами русского философа Г. Федотова, ставшими моим педагогическим кредо: «Культура построена на примате философско-этических, а цивилизация – научно-технических элементов… Культура отличается от цивилизации, во-первых, иной направленностью интересов; во-вторых, приматом качества над количеством». Эта мысль позволяет избежать одного из опасных «перекосов» – возведение технологии в абсолют. Особенно часто это можно наблюдать в рассуждениях о пользе информационно-коммуникационных технологий, использовании интернета. Складывается порой впечатление, что они сами по себе способны создать личность человека, адаптированного к условиям современного информационного общества. Применение ИКТ вовсе не означает создание новой школы, оно является лишь одним из условий этого.

– А удалось ли что-то противопоставить живучему стереотипу недалекой, отставшей безнадежно от времени учительницы, живущей в плену бесчисленных ограничений, запретов, страшно далекой от жизни, боящейся и нелюбящей своих учеников, которые перманентно год от года становятся все хуже во всех отношениях?

– Разумеется, учитель сегодня во многом отличается от пресловутой Марьиванны. Однако согласись: ведь и пять лет «архаические явления» были все же исключением. Я сохранила одно из твоих эссе о том, каким ты видела учителя в первый год своей работы в школе. Напомню несколько строк: «Сейчас я вижу учителя иначе. По моему мнению, саморазвитие и самообразование – вот, что важно для человека. Профессия учителя заставляет тебя быть самым дисциплинированным учеником, требует развиваться дальше. Учителю необходимо мотивировать учащихся к обучению, саморазвитию. Для пробуждения у школьников стремления к активной познавательной деятельности он должен не просто бездумно формировать урок «набрасыванием презентаций», он должен привлекать внимание учащихся к тому, что он им преподает».

– Тогда мне казалось, что это и есть профессионализм. Скажи, изменилось ли что-то в твоем понимании роли учителя, призвании, отношении к профессии?

– Для меня учитель – это образованный в широком смысле человек, высококлассный, хорошо оплачиваемый профессионал. Другими словами, штучный товар. И в этом случае призвание – хорошее дополнение ко всему сказанному. Само по себе оно мало что значит, оно вовсе не искупление ошибок и промахов, некомпетентности, не оправдание бездарности и серости. Попросту ему нужно соответствовать каждый день, на любом уроке.

– То есть ни слова о любви к детям?

– Разве не любовь к детям побуждает вас стать учителем. Утверждения такого рода банальны. Быть учителем и не любить детей – немыслимо.

– Какие отношения должны быть между учителем и учеником?

– Это отношения взаимовыгодного делового сотрудничества, где школа является своего рода посредником. Причем не «учитель – родители», а именно «учитель – ученик». Не стоит забывать, что мы воспитываем Личность. Ученик способен сам выбирать то, какой исследовательской деятельностью Ему заниматься и каким способом, наиболее удобным и понятным для Него, получать интересные Ему знания. Понимая, что в данном случае именно Он руководит своим образовательным процессом, Ученик будет относиться к обучению ответственнее.

Ученикам нужно, чтобы они овладевали всем тем, что может им пригодиться. Поэтому от воспитывающего обучения нужно идти к обучающему воспитанию.

– Нужно иметь мощный стимул для того, чтобы не останавливаться на достигнутом и осуществлять именно то самое непрерывное образование. Стимул не со стороны государства, а свой внутренний стимул. Его трудно сформировать. Какой совет дала бы ты сейчас себе, делающей первые шаги в педагогике?

– Мне кажется, что в мыслях, в желании не останавливаться на достигнутом и заключены предпосылки новой школы и учителя. В конечном счете всё действительно начинается с нас. Учитель – величина не постоянная, скорее, пользуясь терминологией физики, переменная, еще точнее – переменчивая. Каждый его день, вся жизнь в педагогике находятся под напряжением сложнейшей дилеммы: так ли, тому ли я учу; воспитывая твердость духа, умение ставить и достигать конкретные жизненные цели и задачи своим трудом, знаниями, требовательностью к себе и другим, не забываю ли о том, что, помимо сиюминутного, есть в человеческой жизни вечное, не подвластное времени – добро, честь, порядочность, любовь, красота… Есть ли золотая середина, возможно ли «повенчать» две вещи: умение жить и высокие идеалы в сегодняшнем мире? Чтобы ответить на вопрос, пиши время от времени себе письма…

Вместо заключения.

Есть в фильме замечательного кинорежиссера Т. Абуладзе «Покаяние» потрясающая по силе и мудрости финальная сцена. По каменистой дороге, круто уходящей вверх, тяжело идет согнутая временем старуха. Приостановившись, она обращается к прохожему: «Скажи, эта дорога ведет к храму?» «Нет, – отвечает он, – эта дорога не ведет к храму». И тогда пожилая женщина недоуменно произносит: «А зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?!»

Переосмысливая этот эпизод, я думаю о своей дороге, о путях-дорогах нашего образования, всей большой страны. Хочется верить, что ведут они к свету и счастью. А дорога начинается здесь и сейчас…


Опубликовать:  

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Алия Исмаиловна! Рада Вам вручить награду-эстафету. Перейдите по ссылке: http://selihova.blogspot.ru/2015/04/blog-post_17.html

    ОтветитьУдалить